Значение формирования навыка словообразования как профилактика дисграфии у детей с ОНР
Учитель-логопед Ярыгина О.В.
Дата: 19.02.2025 г.
Причины невероятной безграмотности более половины учащихся массовых школ неотступно занимают педагогов в течение многих лет. Основная причина неуспеваемости кроется в том, что еще до прихода в школу у детей не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил, и при отсутствии которой их усвоение становится просто невозможным. Если к началу школьного обучения дошкольник не усвоил грамматические нормы родного языка (неправильно употребляет предлоги, изменяет по падежам, затрудняется в построении предложений и т.д.), имеет недостаточный словарный запас, это может явиться причиной нарушений чтения и письма (эти явления специалисты называют аграмматической дислексией и дисграфией).
Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Характеризуется неправильным словообразованием, словоизменением по родам, падежам, числам, нарушением согласования и управления слов в предложении, неточностью выражения мыслей, недостаточной связностью изложения. Аграмматическая дисграфия обнаруживается по результатам обследования устной речи, анализа письменных работ.
Школьники с аграмматической дисграфией имеют плохие отметки по родному языку. Снижение успеваемости становится особенно заметным к концу 3-го – началу 4-го класса обучения. До этого ученик может быть хорошистом, но потом ситуация резко меняется. Родители и учителя нередко обвиняют школьника в лени, недостаточном прилежании. Этот факт еще больше снижает мотивацию к обучению, провоцирует конфликтное поведение.
Много детей поступают в первые классы и начинают свое обучение в условиях неполной сформированности у них грамматических систем словоизменения и словообразования. Это не может не отражаться на ходе усвоения ими грамматических правил. Если ребенок с законченным в этом плане формированием устной речи спокойно и, возможно, даже с чувством удовлетворения воспримет преподносимые ему учителем «законы» изменения слов, которые он уже давно использует в своей устной речи, то совершенно в ином свете предстанут эти правила перед ребенком с отставанием в речевом развитии. Говоря о профилактике аграмматической дисграфии, а, следовательно, и дизорфографии, невозможно обойти вопрос о состоянии словарного запаса. Многие школьники не владеют навыком подбора проверочных слов, а именно это помогает на практике применять грамматическое правила, а значит, и избегать грамматических ошибок на письме. Работа над словообразованием, о которой уже шла речь, является одним из основных и наиболее надежных способов обогащения словарного запаса у детей. Однако, чтобы воспользоваться этим «безотказным» способом, нужно предварительно располагать каким-то исходным и к тому же достаточно систематизированным словарным запасом, который ребенок должен постепенно приобретать, начиная с дошкольного возраста. При этом дело здесь не только в простом усвоении (запоминании) как можно большего количества слов, но и в точном понимании их смысловых значений. Об этом нужно проявлять постоянную заботу начиная с самого начального периода становления речи у ребенка. Бедность словарного запаса, неправильность понимания смыслового значения многих слов и связанной с этим почти полной невозможности подбора проверочных слов находит свое прямое отражение в огромном количестве ошибок на письме.
Основные задачи коррекционно-логопедической помощи заключаются в устранении всех видов аграмматизмов, как в устной, так и в письменной форме речи. Обучение организуется с постепенным усложнением материала. На занятиях по устранению дисграфии коррекция осуществляется параллельно по нескольким направлениям:
- Работа над предложением.Проводится изучение структуры предложения, усвоение его основных элементов. Сначала отрабатывают простые двусоставные и распространенные предложения, затем более сложные – сложносочиненные, сложноподчиненные. Эффективным приемом является использование опорных графических схем для разбора и составления предложений.
- Работа над словоизменением и словообразованием. Уделяют внимание способам изменения существительных (по числам, падежам), прилагательных (по родам, падежам, числам), глаголов (по лицам, родам, числам). Изучают правила управления и согласования слов. Уточняют значения предлогов, функции приставок и суффиксов. Формируют умения морфологического анализа слова.
- Работа над текстом.Ребенка учат выделять основную мысль и тему рассказа. Обращают внимание на последовательность предложений и логичность изложения. Самостоятельная работа предполагает составление плана рассказа и связного текста на определенную тему. Усвоенные грамматические навыки закрепляются в различных видах письменной речи.
Для развития грамматических систем словоизменения и словообразования можно использовать пособия следующих авторов: Е.М. Косинова «Грамматические тетради 1-4», О.А Новиковская «Логопедическая грамматика 2-4; 4-6; 6-8), Н.Э. Теремкова (Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет).
Дети, угрожаемые по развитию аграмматической дисграфии, в дошкольном периоде часто состоят на учете у детского невролога по поводу резидуально-органического поражения головного мозга перинатального генеза. Нередко у них диагностируется синдром гиперактивности и дефицита внимания, недостаточное развитие мелкой моторики, школьная незрелость.
Так же в основе расстройства лежит перинатальное, раннее постнатальное повреждение или функциональная незрелость областей головного мозга, отвечающих за устную речь и реализацию письма. Поэтому необходимо постоянно наблюдаться у невролога и проходить назначенное лечение и профилактические мероприятия.