«Левшество. Особенности и рекомендации»

Учитель-логопед Алексеева С.А. 

Дата: 23.04.2025 г.

С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Даже существовала и точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни).

В нашей практике работы с детьми с общим недоразвитием речи леворукие дети встречаются достаточно часто, преимущественно это мальчики. Если ребенок активно пользуется своей левой рукой, это вовсе не значит, что он – левша. Он может быть просто леворуким. 

     Между понятиями левшество и леворукость есть принципиальная разница. 

     Леворукость – это индивидуальное предпочтение, активное использование в повседневных манипуляциях левой руки. 

     Левшество – это комплексная характеристика, относящаяся прежде всего к типу мозговой организации. Она свидетельствует о доминирующей позиции правого полушария головного мозга и всей левой половины тела, которой оно (правое полушарие) управляет. То есть у настоящего левши ведущими будут не только левая рука, но и левая нога, левый глаз, левое ухо. 

   Левша — это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.

То есть, леворукий еще не левша. Причем, предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Тест “Как определить, что Ваш ребенок левша?”

 

Понять, что Ваш малыш левша можно в возрасте от 3х до 5 лет. Более достоверная информация с помощью этого теста, будет получена, только если ребенку исполнилось 5 лет. До этого доминантность правой или левой руки может меняться.

1. Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой П.

2. Прицеливаемся в воображаемую мишень. Если ребенок закрыл правый глаз пишем на листе бумаги букву П, если левый, то Л.

3. Скрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука пишем на листе букву П, если левая, то Л.Аплодисменты.

4. Леворукие дети обычно бьют левой рукой о правую (пишем Л), если наоборот правой по левой руке, пишем П.

Если вы записали на листе ПППП, то ребенок на 100% праворукий, если ЛЛЛЛ, то соответственно он 100% леворукий.

Если в ответе присутствуют 2 буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий головного мозга.

Особенности адаптации в школьной среде

 

     Многие родители интересуются, имеют ли какие-то отличия левши от правшей и кто из них лучше адаптируется в школьной среде и получает более высокие отметки. Дети-левши будут учиться намного лучше своих праворуких сверстников, если до начала занятий, в подготовительный период, то есть в детском саду, с ними будет проведена определенная обучающая работа, в противном случае они будут отставать от правшей. Это связано со специфичностью переработки информации левшей. Если речь идет не о стопроцентном левше, а именно о леворукости, то леворукость связана не с полным зеркальным смещением функций левого и правого полушария, а лишь с некоторыми. Поэтому леворукие дети в чем-то могут уступать праворуким сверстникам, а в чем-то их превосходить.

Формирование речи и пространственных представлений

     Процесс формирования речи у некоторых левшей может происходить весьма своеобразно. Доказано, что чаще всего дети - левши долго молчат, а затем неожиданно примерно в возрасте 3 лет начинают говорить сразу большими, грамматически оформленными фразами.

     Внешне речь левшей правильна, однако чаще всего фонематический слух и артикуляционные способности не сформированы. Это связано с тем, что левши воспринимают, запечатлевают и применяют чужую речь цельными блоками, все это приводит к трудностям в чтении. Левши легко запоминают текст, но как таковое чтение затруднено, т.к. связано с аналитико - синтетической деятельностью.

     Следовательно, для того, чтобы дошкольник успешно осваивал родной язык, следует в раннем возрасте определить функциональные ассиметрии, что в дальнейшем будет способствовать выстраиванию обучению с учетом психических и физиологических особенностей ребенка.

   Одна из главных функциональных особенностей левшей - сложность в переключении, соответственно с детьми следует заниматься планомерно. Ребенка левшу важно научить звуковому анализу, который включает умение слушать, определять звуки, уметь выявить порядок и последовательность звуков в слове.

   Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Следует также учитывать эмоциональную неустойчивость леворуких детей, низкую стрессоустойчивость. Здесь важна работа педагога-психолога. Особого внимания в процессе школьного обучения заслуживают проявления зеркальной деятельности у леворуких детей. Наиболее важной проблемой школьного обучения является выбор руки, которой ребенок будет писать. Так как выбор руки определяется не желанием ребенка, а его мозговой организацией. Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга ведет к нежелательным последствиям.

 

Нужна ли левше помощь?

 

   Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.

   Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.

Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей — это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.

   Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.

Особенности обучения

 

– необходимо учитывать, что из-за повышенной эмоциональности такие дети быстро утомляются;

-с трудом учатся шаблонным действиям (чистить зубы утром и вечером, заправлять постель);

– возможны проблемы с написанием букв и цифр (чтобы избежать этой проблемы, попробуйте приобрести специальные для левшей ручки, прописи, ножницы и т.д.);

– больше уделять времени в процессе обучения чтению, письму и счету. (возможные проблемы: замедленный темп письма, зеркальное написание букв и цифр, плохой почерк).

Нужно ли переучивать?

 

Этот вопрос в настоящее возникает у многих родителей леворуких детей. Еще не так давно в советском союзе в первом классе ребенка с доминантной левой рукой обязательно переучивали.

Почему нельзя этого делать

– происходит вмешательство в механизмы работы мозга. Ведь ребенок таким родился переучив его, особенность работы мозга не изменится;

– переучивание может затормозить нормальное развитие ребенка;

– у детей переученных из левши в правшу могут возникать невротические симптомы (бессонница, головные боли,нарушение аппетита, раздражительность,вялость, заикание, энурез и т.д.);

– обучение дается переученным левшам гораздо сложнее.

   Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие. Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.