Консультация по теме: «Логопедические игры с ребенком по дороге в детский сад» Учитель-логопед: Чупина А.Д.
Дата: 16.10.2024 год
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, и в первую очередь, родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Взаимодействие с ребенком на прогулке, по дороге в детский сад, магазин и т.д. может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития, если во время нее поиграть с ним в речевые игры. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Данные речевые игры способствуют развитию ребенка, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научится классифицировать, обобщать предметы.
Речевые навыки лучше развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Есть варианты речевых игр, которые не требуют никаких игровых атрибутов, а развивающий эффект от них большой. Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления. А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!
«Один и много»
Такая игра научит малыша отличать единственное число от множественного. Начните с простых существительных – стол-столы, кукла-куклы, мяч-мячи. Затем перейдите к более «сложным» вариантам – стул-стулья, человек-люди, метро-метро.
«Назови ласково»
Игра похожа на предыдущую, только вместо множественного числа слово нужно преобразовать в уменьшительно-ласкательную форму. Дорога-дорожка, качели-качельки, собака-собачка и т.п.
«Что будет, если…»
Что будет, если… Поставить горячее в холодильник? Уйти из дома и не выключить воду? Если все лето не будет дождя? Спросите малыша, и наверняка вы получите оригинальный ответ, а малыш удивит вас своей рассудительностью. Такие вопросы заставят его задуматься о последствиях самых разных поступков и явлений, поспособствуют развитию логического мышления.
«Угощаю»
Предлагаете вспомнить « вкусные слова»: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно « вынуть» из овощного супа? Шкафа для одежды? Портфеля? И т.д.
«Приготовим сок»
Из клубники – клубничный сок, из груши – грушевый сок, из ананаса – ананасовый сок, из моркови – морковный сок и т.д.
«Большой – маленький»
Дом – домик, рука – ручка, стул – стульчик, шар – шарик и т.д.
«Слова наоборот» (слова антонимы)
Говорите слово, а малыш пусть назовет его антоним (только объясните доступно, что это). Глубокий – мелкий, длинный – короткий, смелый – трусливый, белый – черный, далеко – близко.
« Посчитай»
Один самолет, два самолета ……… пять самолетов и т.д.. Одна машина, две машины ……семь машин и т.д.
« Какой, какая, какое»
(определи предмет по форме, величине, цвету)
Арбуз – круглый, большой, зеленый.
Огурчик – овальный, маленький, зеленый.
«Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных: Уши собаки (чьи?) - собачьи, хвост у лисы (чей?) - лисий и т. д.
«Упрямые слова»
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются. Это - кофе, платье, какао, кино, пианино, метро: Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня вкусный кофе.
«Придумай слово».
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ш- шасси, шапка, шуба, швабра и т. д.
«Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, руль, фары, дверцы, колеса (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Пол, стены, потолок (комната).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка) и т.д.
«Какого цвета?»
1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета. Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д. 2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.
Игра «Кто, что делает?»
Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову.
Например, кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...
Машина - едет, гудит, везет грузы... и т.д.
«Что лишнее»
Взрослый произносит три - четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему.
Например: Стул, стол, шапка (шапка не мебель).
Куртка, сапоги, свитер (сапоги не одежда) и т.д.
«Чем похожи?»
Расскажите ребенку, что предметы или живые существа могут быть похожи не только внешне. Например, яблоко и мячик имеют круглую форму, лиса и заяц – лесные животные, а картофель и морковь – овощи. У кактуса и ели есть иголки, и птица, и самолет умеют летать. Приведите несколько примеров, и спросите – чем похожи? Малыши постарше могут и сами найти такие пары предметов.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребёнка. С помощью таких игр ребёнок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий связной речи.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли ребенка.