Консультация для родителей на тему:
«Формирование грамматического строя речи»
Учитель - логопед: Ужогова А.С.
Дата: 22.01.2025 год
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимания, памяти.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать», что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе.
Особенности формирования грамматического строя речи.
Работа по формированию грамматического строя речисодержит несколько направлений:
- словоизменение – число, род, падежи;
- словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов;
- согласование различных частей речи между собой;
- фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами.
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании множественного числа, согласовании существительных с числительным. Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов; образовании относительны прилагательных.
Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.
Игры для формирования грамматического строя речи.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой мяч), «это моя» (моя сумка), «это мое» (мое платье).
Игра «Найди по цвету»
Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красный – флаг, кубик, кружок.)
Игра «Правильно назови листья».
Лист дуба — дубовый лист, лист осины — осиновыйлист, лист березы — берёзовый, лист клена — … лист липы — … лист яблони— …
Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»
Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».
Игра «Назови ласково»
Взрослый произносит часть фразы, а дети её заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек красненький,
Ведро синее, а ведёрко …….
Яблоко сладкое, а яблочко ……
Игра «Что из чего сделано?»
Взрослый говорит: «Стакан из стекла»
Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.