Учитель-логопед Курочкина И.Н.

Дата: 20.11.2024 год


                                                                            Консультация для родителей детей с ОНР
                       «Фонематическое восприятие – основа правильного произношения и профилактика дисграфии у детей с ОНР»


Цель:
привлечь родителей к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:

1.Показать родителям значимость работы с детьми по развитию фонематических процессов;
2.Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематических процессов.
Сегодня мы с Вами поговорим о том, какими знаниями и умениямидолжен обладать взрослый, для того, чтобы помочь ребёнку успешно начать обучение грамоте. Многие родители думают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не всегда так. Чтобы писать грамотно, ребенку нужно представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове располагаются в определенной последовательности.
При обучении чтению нужно наоборот уметь соединять звуки в одно целое.Например, при соединении звука [м] и звука [а] получается слог ма.
Постепенно эти действия становятся автоматизированными, то есть ребенок выполняет их не задумываясь.
Для успешного обучения грамоте ребенок также должен научиться различать звуки речи на слух. Это необходимо для того, чтобы различать слова, даже похожие по звучанию: например, слова люк и лук.
Если эти процессы нарушаются, у детей возникают сложности при обучении грамоте.На письме могут появиться такие ошибки, как: замены и пропуски букв, слияние слов на письме, пропуски и перестановки слогов. При чтении встречаютсязамены звуков, побуквенное чтение, непонимание ребенком прочитанного.
Чтобы этого избежать, нужно с ребенком играть в звуковые игры.
Сейчас мы этому научимся. Большинство таких игр не требует специального оборудования и подготовки, в них можно играть на кухне.
«Хлопай, не зевай»
Я называю звуки, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук[р] («поймайте» его).
Я называю слоги, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р].
Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р].
Пружина, кипяток, подделка, автограф, министерство, кемпинг, хроника, владыка, плафон, простыня.
«Повтори ритм»
Для этой игры прошу ребёнка повторить ритм.Повернись спиной и внимательно слушай, как я буду хлопать, а затем прохлопай также.
«Погремушки»
Перед вами контейнеры от киндер-сюрприза. Они наполнены различными крупами, макаронами.Необходимо на слух найти контейнеры с одинаковым наполнителем, не открывая их.
Кто больше?
Кто назовет больше слов на определенный звук.
У меня в руках мяч. Я начинаю игру- называю слово- существительное, начинающееся на звук [х] и передаю следующему игроку. Он тоже называет слово и передает мяч. И так далее. Кто не может назвать слово – выходит из игры.
«Цепочка слов»
Игра - аналог игры «города». Сейчас мы по очереди будем называть любые слова- существительные, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
Кто быстрее?
Кто быстрее принесет 3 предмета в названии которых есть заданный звук[м].
«Собери слово»
Я произношу слово по звукам, вы должны догадаться, какое это слово.Например, К, О, Т – получилось КОТ.
«Четвертый лишний»
Я назову четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертое – на другой. Определите первые звуки в словах и скажите, какое слово лишнее.
Шишка, щетка, шапка,шашка.
А теперьопределитечетвертый лишний по последнему звуку –названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук. Богатырь, царь, мотор, фонарь.
«Распредели по домикам»:
Перед вами три кубика и игрушки. Нужно расселить их по домикам. В первый домик мы поселим те игрушки, в названии которых звук [м] в начале (первый), во второй домик поселим игрушки, в названии которых звук [м] в середине, в третий – те игрушки, в названии которых звук [м] в конце (последний).
Машинка, самолет,погремушка,гном, мышка.
«Заправь машину»
Для этой игры понадобятся три кубика и машинка. Кубики у нас будут выполнять роль колонок на заправке. Я называю слова. Если звук [щ] слышится в начале - ставьте машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
Щупальца, плащ, щеколда, помощь, натурщик, Щелкунчик, крановщик.
«Какой звук пропущен?»
Я произнесу слово, попуская первый звук, а вы должны назвать, какой звук пропустили и какое получится слово.
.леватор
.втоматизация
. вианосец
.андероль
«Какого цвета звук?»
Для того, чтобы детям было проще различать твердые и мягкие звуки, твердые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие – зеленым. Перед вами два карандаша – зеленый и синий. Если я назову слово, в котором будет твердый звук [л], вы поднимите синий карандаш, если мягкий [ль] – зеленый.
Электричество, вертолет, лось, мотоцикл, олень, мельница, балетмейстер,
кладовая.

Проведение этих игр не займет у вас много времени, но принесет положительные результаты и поможет избежать вашим детям при обучении в школе многих трудностей.
Провести звуковой анализ - это значит назвать звуки в той последовательности, в какой они находятся в этом слове.
Что это значит? Если вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово «кот», а он отвечает вам: в слове «кот» есть звуки [о, к, т]- это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ.
А ведь звуковой анализ- основа грамотного письма. Для того, чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно. Давайте нарисуем схему звукового состава слова.
В слове «дом» - три звука - нарисуем три клеточки и дадим ребенку эту карточку. На ней нарисован дом, а под ним схема этого слова. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове.
«Сколько клеток?» - Три клетки.
«А сколько звуков в слове?»- Три звука.
«Давайте искать эти звуки. Скажите мне слово «дом» так, чтобы я услышала в нем первый звук».
«Дом»,- говорит ребенок.
«Какой первый звук?»- [д]. «Очень хорошо».
Давайте закроем первую клеточку квадратом синего цвета (он согласный, твердый). Почему синий? Так как звук согласный, мы его не поем, при произношении этого звука воздушная струя встречает препятствие «язычок».
Давайте произнесем слово «дом» так, чтобы было слышно второй звук. «доом». Помогите ребенку для первого раза, скажите с ним вместе слово «доом».
«Какой же второй звук в этом слове?»- [О].
Он гласный, мы его поем, воздушная струя проходит свободно, обозначаем красным квадратом и ставим на вторую клеточку.
Давайте найдем последний звук в этом слове. Скажи это слово так, чтобы я услышала в нем последний звук. «домм». Берем синий квадрат, объясняя, что этот звук согласный, твердый, мы произносим его с трудом, мешают губы.
Для закрепления провести игру. «А теперь,- говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери звук [д], [о], [м].
Занимаясь с ребенком, надо все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов. Мы учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышаться в слове.
«Какой первый звук в слове «лес»? Первый звук [ль].
«А второй в слове «лээс»? Ребенок слышит, Что второй звук здесь [э].
А мы взрослые, привыкнув, к написанию этого слова, можем сбить ребенка с толку, сказав, что второй звук «е» в слове «лес».
Сначала предлагается разобрать новое слово. Ребёнок под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с названными словами. При этом звуки лучше называть не в той последовательности, в какой они стоят в слове, а вразбивку. Такого рода задания побуждают детей еще раз обследовать звуковой состав слова по схеме - модели.
Проводя анализ слов, очень полезно давать различные задания, развивающие у детей важнейшие мыслительные операции - сравнения, сопоставления, анализ. Например, найти одинаковые звуки в словах: «мак», «рак». Найти разные звуки в словах: «дым», «дом».
Если ребенок хорошо подготовлен, то необходимо давать ему более сложные, даже такие, которые не имеют решения. Найти одинаковые звуки в словах «дом», «рак». Но задания такие должны усложняться очень медленно и постепенно.

 различать звуки на слух и в произношении ;
 слышать и выделять первый и последний звук в слове;
 определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
 определять количество и последовательность звуков в слове;
 называть слова с заданным звуком;
 определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов
 уметь составлять слова из звуков и т .д.
Нужно хвалить ребенка, радоваться его победам.
Желаю Вам успехов!