«Чем больше активного пространства                                                                                                                                                                     приходится на ребенка, тем больше свободы                                                                                                                                                         для творчества, меньше конфликтов, выше                                                                                                                                                           уверенность в себе»

                                                                                                                                                                                                           Тигран Шмис

С самого раннего возраста современные дети проводят все больше времени в яслях, детских садах или школах. По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим учителем ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Термин «третий учитель» был впервые использован итальянским педагогом Лорисом Малагуцци, который утверждал, что образовательная среда может стать третьим учителем после семьи и педагога, будучи не только инструментом для педагогов, но и выступая в качестве независимого источника открытий и опыта. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.

Предметно-развивающая среда – это рационально-организованная, эстетически оформленная естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. Содержательно-насыщенной

2. Полифункциональной

3. Трансформируемой

4. Доступной

5. Безопасной

6. Вариативной

ЧТО ТАКОЕ?

Насыщенность :  образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Трансформация- это преобразование, предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность - это возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Вариативность : включает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и отражение гендерного принципа и регионального компонента.

Доступность : доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс.

Безопасность : предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Представляем Вашему вниманию опыт создания развивающей предметно-пространственной среды нашего детского сада.

Цель:  создание благоприятных условий психо-речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала, обучения и воспитания в целостной образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей, обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.

В группах созданы развивающие центры, отражающие содержание пяти образовательных областей: здоровье, познание, коммуникация, социум, творчество.

В каждой группе нашего сада есть уголок здоровья или спортивный центр, включающий в себя игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. В наличии имеется как традиционное спортивное оборудование (кубики, обручи, ленты, большие и малые мячи и т.д.), так и нетрадиционное, созданное руками педагогов.

                                                                                  спортивный_центр.jpg

К образовательной области «познание» можно отнести центры робототехники, строительно-конструктивных игр, уголок математики. Конструирование прекрасно развивает мелкую моторику, знакомит детей с сенсорными эталонами, оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей.

   констр_3.jpg  IMG_20220524_115920.jpg  констр_5.jpg  матем.jpg

В центре математики расположены демонстрационный материал (комплекты цифр и геометрических фигур разных цветов и разного размера, картинки по временам года и времени суток), раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных форм и размеров, счетные палочки, мелкие фигурки для пересчета и сравнения множеств), разнообразные дидактические игры математического характера. Ну а в центре робототехники дети знакомятся с основами программирования, развивают конструкторские навыки, логику, целеустремленность, уверенность в себе, что позволяет поднять на более высокий уровень познавательную активность дошкольников.

         робот_2.jpg    робот_4.jpg    констр2.jpg

Одним из значимых центров группы являются уголок развития речи. Там дети как под руководством педагога, так и самостоятельно закрепляют лексико-грамматический материал. Предметные картинки по лексическим темам служат для обогащение речи детей существительными, прилагательными, глаголами и наречиями. Подборка дидактических игр: «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме), «Один-много» и др. способствует закреплению грамматических категорий. Мнемотаблицы и схемы для составления описательных рассказов, запоминания скороговорок, заучивания стихотворений способствуют развитию связной речи.

                 речевой_уголок.jpg  библиотека_2.jpg  библиотека_4.jpg

Речевой уголок в группах соседствует с библиотекой. Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Библиотека или книжный уголок расположен вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей.

Книжный уголок включает в себя:

- Детские книги: фольклорные произведения: частушки, потешки, песенки, прибаутки и небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения казахской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки.

- Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей.

- Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников.

- Портреты писателей и поэтов.

- Книжки-раскраски.

- Книги-рассказы в картинках.

                                                 библиотека.jpg           библиотека_3.jpg

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.

                                    театр.jpg                  театр_3.jpg

Центр включает в себя:

 1.разные виды театра: настольный, на ширме, магнитный, пальчиковый.

2. Игрушки – забавы

3. Маски, шапочки

4. Декорации, театральные атрибуты

5. Ширму

6. Домик (избушка) для показа фольклорных произведений

8. Аксессуары сказочных персонажей

Центр музыкиВ центре собраны разные музыкальные инструменты, которые используются в играх  на узнавание неречевых звуков.

Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Шумовые мешочки», «Тихо - громко» и другие. Такие игры способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

Во многих группах организованы выставки и мини-музеи самой разнообразной тематики. Организация мини-музеев в группе, помимо прочих задач, помогает расширять представления детей о многообразии окружающего мира, пополнять их словарный запас, развивать связную речь.

Сначала ребята выступают в роли посетителей музея или выставки, знакомятся с новыми словами, историей и происхождением экспонатов, а в дальнейшем берут на себя роль экскурсовода, тем самым учатся красиво и свободно говорить. В течении года организуются взаимопосещения музеев.

                                          каз.уголок.jpg                     каз.уголок_4.jpg

Центр патриотического воспитания включает в себя материалы для ознакомления детей с государственными символами, праздниками и обычаями и традициями нашей страны.

Таким образом, созданная среда способствует организации образовательной деятельности, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.