Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях,
направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его
проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной
деятельности.
На сегодняшний день в детских садах Республики Казахстан внедряется новая модель развития дошкольного воспитания и обучения. Основная задача перезагрузки дошкольного образования сделать так, чтобы дети меньше сидели и больше изучали окружающий мир через игры – такую непростую, но очень своевременную цель ставят перед детскими садами в Министерстве образования.
Некоторые родители беспокоятся, когда ребенок играет, считают это время потраченным впустую. Но игра намного важнее для детей, чем могут предположить многие родители, ведь именно она является ключом к процессу обучения.
Педагоги КГУ Детского сада № 62 солидарны в убеждении, что игра помогает обогатить процесс обучения и развить ключевые познавательные навыки у ребенка. Правильно организованный игровой и творческий процесс может принести много пользы как для образования, так и для общего развития ребенка, включая физическую подготовку.
Приведем некоторые примеры того, чему ребенок учится во время игры (действие — результат):
- улыбка, другая мимика — установление психологического контакта с окружающими;
- подвижные игры с другими детьми и разнообразными предметами и игрушками — развитие двигательных навыков и улучшение физической подготовки;
- использование различных конструкторов — освоение понятий размеров, веса, симметрии, количества и баланса, а также развитие координационных и манипулятивных навыков;
- постановка сценок — развитие коммуникативных навыков помощи себе и другим, способности взаимодействовать с окружающими и строить собственный мир.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательно-развивающей деятельности. Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, вся коррекционно-образовательная и коррекционно-развивающая деятельность подчиняется правилам игры, а дидактический материал и оборудование используется как средство. Увлекательной формой занятий являются сюжетные, например игры-путешествия. Ребята принимают активное участие в развитии сюжетной линии, эмоционально легко воспринимают выполнение заданий, а значит достигают наибольшего результата и приобретают новые знания.
Дополняя игровой процесс современными педагогическими технологиями, мы достигаем наиболее высоких результатов.
Использование ИКТ
Синквейн – технология развития критического мышления
Проектная технология
Здоровьесберегающие технологии
Технология творческих мастерских
В обучении дошкольников уделяется достаточное внимание использованию дидактических игр и игровых упражнений, что происходит во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах взаимодействия воспитателя и воспитанников. Дидактическая игра является одним из методов активного обучения, действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Дети активно используют имеющиеся знания, что способствует их дальнейшему закреплению.
Еженедельно в циклограмму педагоги включают сюжтно-ролевую игру (СРИ), ведь именно она имеет огромное значение в психо-речевом, эмоциональном и познавательном развитии ребенка. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, ограничивать импульсивность, что способствует формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других участников игры, а также совместно строить и реализовывать планы.
Театрализованная игра в нашем детском саду организовывается как в группе с использованием различных видов театра (настольный, кукольный, пальчиковый, теневой т.д.), так и в рамках кружковой работы под руководством педагогов эстетического цикла (музыкальных руководителей, хореографа). При участии детей в данном виде игр отлично развиваются такие психические процессы, как речь, память, внимание, мышление, воображение. Ребенок овладевает средствами выразительности – поза, жесты, мимика, интонации и сила голоса.
Прекрасным средством развития и совершенствования двигательной активности детей, укрепления и закаливания их организма в целом являются разнообразные подвижные игры. Они вырабатывают у детей произвольность внимания, ловкость, скорость и точность движений, умение ориентироваться в окружающей обстановке. Стоит упомянуть и оздоровительный эффект подвижных игр - укрепляются мышцы, улучшается обмен веществ, положительно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Подвижные игры в зависимости от степени активности планируются в режимные моменты, при организации занятий, прогулок, на занятиях по физической культуре и во время спортивных праздников.
При организации игрового процесса наши воспитатели учитывают наиболее важные моменты, чтобы обеспечить наибольшую пользу от этого занятия для развития ребенка:
- необходимо выделять на игру достаточное количество времени. Детям требуется определенный объем времени, чтобы освоить игру, увлечься ей и получить нужное удовольствие и навыки от нее. Обычно они расстраиваются в тех случаях, когда игра внезапно или преждевременно прерывается.
- Игровая деятельность должна быть разнообразной, чтобы развивались различные виды навыков ребенка.
- Хорошо, когда взрослые участвуют в игре вместе с детьми. В большинстве случаев детей вполне устраивает игра в одиночку или со сверстниками, но иногда их образовательный опыт может выиграть от комментариев и вовлечения взрослых.
- В случае, когда ребенок приглашает вас в игру, лучше воспользоваться этим приглашением и поучаствовать в процессе. Совместные игры с взрослыми помогают детям совершенствоваться в определенном навыке, особенно в случае с пением, поделками, групповыми видами спорта и так далее.
Иногда необходимо помочь ребенку правильно настроиться на позитивное игровое взаимодействие с другими участниками процесса. В случае возникновения трений между детьми нужно помочь им преодолеть их и заинтересовать в продолжении игры.
Заключение
Разнообразные исследования, проведенные отечественными и зарубежными психологами и педагогами, показывают, что дети, которые активно задействованы в игровом процессе и разнообразных видах детского творчества, обычно более жизнерадостны, общительны и креативны. У них богаче словарный запас, они лучше взаимодействует со сверстниками, взрослыми и элементами окружающего мира. Игровая активность и детское творчество закладывают фундамент для дальнейшего обучения, они открывают двери в мир новых творческих возможностей ребенка.