Инновационная деятельность в нашем детском саду
В детском саду ведется активная работа по внедрению и использованию инновационной деятельности, которая осуществляется в соответствии с общеобразовательным стандартом Республики Казахстан, инструктивно-методическим письмом, годовым планом дошкольной организации и календарно-тематическим планированием. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими поисками педагогов. Внедрение инновационных технологий позволяет формировать у наших воспитанников знания и навыки, отвечающие требованиям современного общества.
Специфика работы детского сада направлена на развитие и коррекцию речи детей. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов, социальная успешность, сохранение и укрепление здоровья дошкольников с нарушениями речи.
Наши педагоги с ответственностью относятся к поиску и применению инновационной деятельности. В процессе работы создан банк инноваций, в котором учитываются возрастные и индивидуальные особенности, интересы детей и направление деятельности дошкольной организации.
Метод проектов.
Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Применительно к нашему детскому саду проект–это специально организованный педагогом и выполняемый воспитанниками, часто совместно с родителями, комплекс действий, направленных на развитие критического мышления и развития речи детей.
Суть «метода проектов» заключается в приобретении дошкольниками знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет улучшить качество знаний и развить речь детей.
Су-джок
Одной из особенностей детей с нарушениями речи является соматическая ослабленность и слабо развития мелкая и крупная моторика. В решении этих проблем нам помогает Су-Джок терапия, она является нетрадиционной технологией. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак ЧжэВу. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. Су-Джок терапию используют в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием и аппликацией. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.
И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает педагогам развить у детей данные ощущения.
Данный метод мы используем в практике для развития тонкой моторики и активизации отделов головного мозга отвечающих за речь.
Нейропсихологические упражнения
Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условия является полноценное развитие межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе педагоги сада уделяют большое внимание развитию мозолистого тела, так как нарушения мозолистого тела искажает познавательную активность.
Квест технология
Квест – игра – это приключенческая игра, в которой есть сюжет, задания, цель, загадка, форма образовательной деятельности. Квест – это «поиск», путешествие к определенной цели через преодоление трудностей. Квест – технология – это модель, алгоритм проведения игры.
В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ГОСО РК квест - игры достаточно актуальны. Они являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствуют сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая развивает активную деятельностную позицию ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
ИКТ
В условиях, которые нам диктует современная реальность, владение информационными технологиями является приоритетным.
В детском саду активно используется интерактивная доска, педагоги самостоятельно разрабатывают игры для интерактивной доски с помощью программы АктивСтудио. Игры подобного рода помогают активизировать внимание детей, сохранить мотивацию на протяжении всей организованной учебной деятельности. Комплекс игр включает в себя разнообразные игры направленные на совершенствование лексико-грамматических категорий языка.
В своей работе с детьми с нарушениями речи мы используем логопедический тренажер «Дельфа - М 142.1», который представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Это средство может помочь педагогу решить самые разнообразные проблемы по коррекции речи. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, неоднократно дублировать одно и то же упражнение, использовать различный наглядный материал: картины, слоги, буквы, голосовые фрагменты речи, музыкальное сопровождение и т.д. Существует возможность выбора различных уровней сложности, в зависимости от способностей ребенка. Кроме того, можно одновременно с коррекцией речи, осуществлять работу над развитием памяти, внимания, восприятия воспитанников.
Синквейн
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывал необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн.
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
- 1 строчка - одно существительное;
- 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
- 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
- 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
- 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Мнемотехника
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Что является актуальным для детей с особыми образовательными потребностями. В детском саду большое место занимает использование мнемотехники. Для того что бы выработать у детей с дошкольного возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс мы вводим так называемые мнемотаблицы. Использование их очень широко применяется во время проведения ОУД.
4К модель
В модель 4К входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:
- коммуникация;
- командная работа (или кооперация);
- критическое мышление;
- креативность.
Для применения модели 4К мы используем групповые занятия и игровую деятельность, в ходе которой дети познают мир вокруг и сами додумываются до каких-то решений. Очень важно, чтобы ребенок не просто слушал и смотрел, а все пробовал сделать самостоятельно. В игру вовлечены взрослые (педагоги, родители), потому что простого создания творческой атмосферы недостаточно: детей необходимо организовывать и направлять.
Лэпбук
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная или фабричная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов.
В такой папке собирается материал по определённой лексической теме, который помогает ребёнку систематизировать знания; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут быть как широкие («Части тела», «Времена года», «Многозначные числа»), так и узкие («Наурыз», «Собака»…)
Опытно-экспериментальная деятельность детей
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Детский фитнес
Инструкторы по физической культуре активно используют детский фитнес, как метод здоровьесбережения и укрепления детей. Это деятельность предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни. Фитнес подразумевает сочетание спортивных упражнений, физкультурных занятий и прочих способов улучшения здоровья. Детский фитнес- хорошо продуманная детская физкультура,
общеукрепляющая и формирующая жизненные навыки и умения. Это занятия под подобранную музыку с использованием спортивного инвентаря, которые повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость в движении, чувство ритма, гибкость, внимание и быстроту.
Орфтехника
Ведущий принцип орфской педагогики – «обучение в действии»: ребенок вовлекается педагогом в процесс активных действий, связанных с познанием музыки, действие всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Суть занятий по системе Орфа составляет соединение музыки, слова и действия.
Робототехника
Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием
Увлечение робототехникой, программированием, конструированием побуждает детей любого возраста к творческому мышлению и производству уникального продукта. Ребенку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед нашими педагогами стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремленность, уверенность в себе.
С помощью данной техники в нашем детском саду решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
- развитие мелкой моторики;
- обучение ориентированию в пространстве;
- получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
- расширение представлений детей об окружающем мире;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- закрепление навыков анализа и синтеза;
- развитие коммуникативной функции речи, умению уважать свой и чужой труд.
Таким образом, использование робототехники в детском саду позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности воспитанников.
Камешки Марблс
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.
Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.
Варианты игры с шариками марблс:
- Сделать длинную «муфту» из капроновой сетки или прозрачной ткани, поместить в центр марблс и внутри выполнять перекатывания шариков руками. Очень полезное, приятное игровое упражнение! А главное, шарики не раскатываются, оставаясь в «муфте».
- Применить ячейки от упаковки перепелиных яиц для выкладывания марблс. Игра помогает учить ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, сложнокоординированные движений пальцев и кистей рук; профилактике оптико-пространственных нарушений.
- Сделать «сухой бассейн» для пальцев рук (очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников). Для этого помещаем марблс в пластиковую ёмкость и перебираем пальчиками, либо отыщем спрятанную в мешочке среди камушков мелкую игрушку.
- Закрепление навыков звукового анализа.
- Выкладывание дорожек разной длинны так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка или разложить по цвету.
Игра в камешки Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения. Она развивает скорость, точность, моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Так же в работу нашего детского сада уже давно вошли ТРИЗ технологии, методика Монтессории, моделирование, арт-терапевтические технологии, различные техники массажа которые помогают успешней развивать речь детей с особыми образовательными потребностями.