Консультация на тему: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий                                                                    успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями»
                                                                                       Учитель-логопед: Глухих Ю.Н.
Семья является самым близким и постоянным социальным окружением ребенка, и ее влияние на развитие личности крайне значимо. Важным аспектом в работе по устранению речевых нарушений у детей является тесное сотрудничество логопеда и родителей. Их совместные усилия могут существенно повлиять на успешность коррекции.
Однако часто наблюдается недостаточная осведомленность родителей по вопросам речевой патологии и методов ее коррекции. Многие из них не понимают важность раннего выявления речевых дефектов и необходимости своевременного вмешательства. К тому же, порой у родителей формируются ложные, и даже вредные установки относительно речи своих детей, что может усугубить проблему.
В связи с этим, необходимо наладить активное взаимодействие на всех этапах коррекции речевых нарушений. Логопед может помочь родителям понять, как именно они могут поддержать своего ребенка в процессе коррекции, предоставляя информацию о методах работы и домашних упражнениях. Также важно проводить образовательные семинары и консультации для родителей, чтобы повысить их осведомленность о речевых нарушениях и развеять мифы, связанные с этой темой.
Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Задачи, которые ставятся в работе с родителями в течение учебного
года:
 Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
 Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
 Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
 Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
 Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
 Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы..
Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, о возможности личной консультации,
где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентируется внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Доводится до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца.
Аналогичные собрания проводятся в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. В каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком.
В мае даются родителям рекомендации на летний период. Проведение родительских собраний с родителями экономит силы, время и логопеда, и родителей (им не надо идти на индивидуальную консультацию, могут задать все вопросы).
Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.
Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче.
Чтобы родители помогали детскому саду, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОО» учитель- логопед должен строить свое общение с родителями. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Семья и образовательная организация– два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.